?

Log in

No account? Create an account

Обращение в адрес Президента Республики Башкортостан


rkhamitov

Работа для молодежи

          Один из самых сложных вопросов - работа для молодежи: выпускников ПТУ, техникумов-колледжей, ВУЗов. Ежегодно у нас  в республике более 40 тыс. молодых людей заканчивают разного рода учебные заведения и ... для них начинается мучительный период поиска работы. Этот процесс захватывает не только выпускников, но и их родителей, родственников, знакомых и даже, знакомых знакомых. Редкое меньшинство еще в процессе учебы знает, куда пойдет работать. А вот остальные, и их большинство, - увы, порой остаются один на один с суровыми реалиями рыночной экономики. И далеко не все выходят победителями, т.е. находят соответствующую их пожеланиям работу.
          Конечно, помощь в трудоустройстве - обязанность государства. И это одна из важных функций власти. Упорядочить "броуновское" движение ищущих работу может только государственная система. Но справляется она с этим по разным причинам не всегда качественно. Поэтому на рынке сейчас много частных агентств занятости. На трудоустройстве прилично зарабатывают. Продажа "голов и рабочих рук" стала бизнесом. Плохо это или хорошо, не буду обсуждать. Это есть, в том числе и потому, что государство в полном объеме не справляется со сложнейшей темой трудоустройства. Вероятно, в рамках рыночной экономики это и не возможно.
          Кстати, эта проблема в целом не решена ни на Западе, ни на Востоке. Например, только сегодня прочитал, что в США долги за учёбу  выпускников колледжей и университетов достигли триллиона (!) долларов. Ребята, закончив учебу, не могут устроиться на работу и, соответственно, выплатить кредиты, взятые на обучение. Замкнутый круг. И драматический, при этом. (Тема кредитов на учебу - опасная. Банки не только зарабатывают на стремлении молодежи к учёбе, но и несут, как показывает зарубежный опыт, значительные убытки: молодежь не может вернуть деньги, поскольку нет работы. На мой взгляд, бесплатное образование - это лучшая форма социальной поддержки. И государству, конечно, надо нести эти затраты.)
          Так, что же делать? Первое, и главное, - держать тему трудоустройства молодых в центре внимания. Эта проблема сама собой  не разрешится и не самоликвидируется. "Слепая стихия рынка" тут принесет больше вреда, чем пользы. Тут всегда надо держать руку на пульсе. Второе. Поддерживать всех, кто пытается хоть что-то предпринять в этой части: вузовские бюро трудоустройств, частные конторы, программы типа "Право на старт" и т.д. Третье. Создать молодежную биржу труда или республиканский центр по трудоустройству молодежи (название роли не играет, важнее то, что эта структура будет оказывать помощь молодым). Четвертое. Привлекать бизнес в учебные заведения. Особенно крупный и средний. Участие компаний в попечительских и наблюдательных советах поможет в будущем не только в трудоустройстве выпускников, но и в их профессиональной ориентации. Пятое. Сбалансировать на госуровне спрос-предложение по специальностям. По некоторым - явный переизбыток. В 2011 г вузы республики выпустили 7200 специалистов по специальности "экономика и управление", 4500 гуманитариев (в основном юристы), 4400 - образование и педагогика. Сравните: в том же году выпущено 100 человек по спец-ти "информационная без-ть", 600 энергетиков, 500 металлургов и машиностроителей, 400 электронщиков и приборостроителей, 300 человек по ИТ и вычтеху, 600 строителей и 370 экологов и ЧСников. Разница приличная.  
         И ещё. На то она и молодежь, что бы порой не задумываться о том, что будет после учёбы. Главное - диплом. Но сегодня, по-настоящему, работодателя мало интересует наличие или отсутствие диплома об образовании. Ему важны компетенции и предыдущий опыт работы. Цену сегодняшнему диплому, особенно коммерческих и второстепенных вузов, знают все. И она не высока. Поэтому так важна подготовка к будущей профессии не только на первых курсах, но даже и в школе.
        Сейчас предлагается создание региональных систем квалификации и компетенций (?!). Приходишь в такой центр с дипломом (или без), а выходишь со справкой о твоих навыках и умениях. В принципе и диплом не нужен, а важна справка из соответствующего центра. И что с ней (справкой) дальше делать? И кто будет давать заключение о твоей профпригодности? В общем, пока это всё теория, а практика требует трудоустраивать молодых уже сейчас. Главное, что бы человек, молодой или в возрасте, был уверен в будущем, своем и своих близких. Я думаю - это очень важно для общества в целом.        

Комментарии

Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
В современных университетах существует "карьерный сервис" - орган, призванный ещё на этапе учебы помочь студентам определить свои планы карьеры. это эффективно.
Точно эффективно? Хорошо, если так.
Может бизнес сам начнет доплачивать за учебу своих будущих работников. Предприятия же делают это...
Не все доплачивают. Чаще экономят. Хотя цена вопроса, 0,5 млн руб за 5 лет на обучение, на мой взгляд вполне подъёмна для бизнеса. А семья студента с"экономив эти 0,5 млн, внесла бы первый взнос за квартиру молодому спецу. И диплом, и работа, и полквартиры. Уже не плохо.

Пока думал куда пойти работать, пошел в аспирантуру!

Я пока думал куда пойти работать, распределения как такового не было, пошел в аспирантуру!
И что я там делал?! Конечно писал диссертацию, как с дефектами бороться и продлять срок безопасной эксплуатации.
А в действительности я работал кем:
- я работал статистом, собирал материалы, опросы и т.д.;
- писателем, тезисы, статьи..;
- нормоконтролером, госты стандарты, правила оформления;
- психологом - что только не придумаешь, как воздействовать на того или иного деятеля науки для прохождения всех этапов аспирантуры, то некогда, то то не то то это...;
- экономистом - это как же все сделать, за то время и в тех условиях и за те деньги;
- политиком - это сколько же разный людей, мнений и все уважаемые, попробуй не то скажи, кстати похоже на работу психолога;
- конструктором, изобретателем, рационализатором - это неизбежно, а откуда взяться научной новизне?;
- переводчиком - а сколько литературы в бумаге и в интернете на ин.яз пришлось перебрать;
- слесарем - когда готовили образцы для ипытаний;

И так можно перечислять и перечислять.

А сейчас, когда уже работаю 11-й год, то этот список не только укрепился в том же составе, да еще и расширился.

Re: Пока думал куда пойти работать, пошел в аспирантуру!

Наверное, всё-таки "продлевать". Так будет правильнее :)
Уверенность в будущем своих детей это спокойствие родителей. Я пока увы таким спокойствием похвастаться не могу. Но уже начинаю думать об их образовании. Исходя из своего жизненного опыта, я считаю, что хорошее образование дает отличный шанс для хорошей работы.
Уверенность в будущем детей - это спокойствие и страны в целом. Вот только что такое "хорошее образование"? Я закончил очень приличный вуз - знаменитую "бауманку". В группе на первом курсе было 28 чел, получили диплом - 14-ть. Лучшие. После окончания все ушли работать в ракетную и авиационную промышленность. В лихие 90-е многие оказались на улице. (И такого народа было не мало, - тысячи и тысячи.) Пришлось моим одногруппникам переквалифицироваться: от ЖКХ до политики. Образование не дало пропасть, - никто не спился, не погиб и не исчез. Выжили все. Но страна не получила новые изделия, новые технологии, новое оборудование. Так что, в моём понимании, главное в жизни страны - отсутствие катаклизмов, подобных тем, что мы пережили в конце 80-х и начале 90-х. Тогда и будет надежда.
"Сейчас предлагается создание региональных систем квалификации и компетенций" - центры, может быть и перспективны, но скорее не для гуманитарных специальностей. Водители, официанты, швеи и т.п. - возможно. Т.е. такие профессии с преобладаем физического труда, где можно почти все операции стандартизировать-унифицировать.

Как унифицировать принятие управленческого решения? Сколько разных профи должно быть в таких центрах, чтобы оценить навыки и умения по самым разным специальностям? Это все на бумаге красиво, да и то не всегда.

Не соглашусь и с тем, что работодателя интересует только профессиональный опыт. Проводила летом мини-тренинг с кадровым резервом управленцев по теме: что важнее профессиональные знания или опыт? Выводы, которые были сделаны участниками тренинга несколько не соответствуют тому, что пишется в требованиях к кандидату на вакансию. А когда провели расстановку знания-опыт-личные качества, то впереди оказались личные качества - энергичность, общительность, уверенность, сексуальность - качества, присущие возрасту молодежи.

Трудоустройство молодежи - комплексная проблема. Проблема социально-экономическая. И одним из факторов является наличие вакансий с экономически обоснованной зарплатой. Сколько в республике работающих пенсионеров? По какой причине пенсионеры работают? Пойдет ли молодежь на эти рабочие места, если они освободятся? Год назад, когда я искала работу и предлагала себя в качестве зам.директора по науке в образовательные учреждения, столкнулась с тем, что должности зам.директоров и директоров занимали лица, достигшие не только возраста пенсии за выслугу лет или пенсии по старости, но изрядно перешагнувшие этот возраст: директорами и зам.директорами работали женщины в возрасте 60, 65, 67, 71 года... В то время как молодым специалистам предлагалась такая зарплата, что многие почти сразу шли в торговлю, на заводы, куда угодно - но не по специальности.

В мою студенческую молодость была такая страшная вещь, как распределение. Там перекосов было много, но ни один молодой специалист не оставался без работы и поддержки государства.

Извините за много букв, но тема действительно злободневная.
А разве распределение - страшная вещь?

Рейтинг профессий РБ

Удивительно, по данным службы занятости столько вакансий http://www.bashzan.ru/posts/5555, как же молодежь не может найти работу? Может, запросы у молодежи слишком высоки - хотят много денег, не имея толком ни опыта, ни навыков, иногда и знаний? На том же Западе, многие молодые люди волонтирят, чтобы получить опыт работы.

Re: Рейтинг профессий РБ

Очень важная диаграмма для тех, кто не верит, что вакансий сегодня много. Наглядно виден переизбыток ряда специалистов: бухгалтеры, преподаватели...

Узкие ненужные + Узкие нужные специализации = избыток +

А что думает государство об объединении временно ненужных специалностей с временно нужными прям в дипломе.

Временно, потому-что, например инженер раньше не катировался, а сегодня, говорЯт наши руководители надо подымать.

Еще проще на примере систем менеджмента.
Сертифицировались наши предприятия отдельно по системе менеджмента качества, отдельно по системе экологического менеджмента и отдельно по системе управления охраной труда. Три разных сертификата, да и три разных специалиста по уму надо. А потом глянули и поняли, так одинаковые же везде подходы реализованы, документы разные, да все об одном.
И объединили, теперь можно нанять одного специалиста по интегрированным системам менеджмента СМК+СЭМ+СУОТ.

Так и на все распространить.

Например, Юрист - психолог, почему нет?
металлург - машиностроитель,
инженер эколог - инженер по охране труда.
информ.безопасность - иженер электроник - инженер по связи.
Ну и т.д.


стимулирование -магнит для будущих специалистов!

Здравствуйте Рустэм Закиевич!
Как много значит соцпакет!
Не понятно ,чем сейчас занимаются профсоюзы?
Практически нет рекламы притягивающей молодых людей в определенные отрасли,на первый взгляд непривлекательных профессий.
Нужен мощный стимул-информационный!-и не только!
Идея с ветеранами - не плохо. Надо обдумать. От простуды хорошо помогает цитросепт, вытяжка из грейпфрута. 30 капель на стакан воды+витамин С (продаются быстрорастворимые таблетки, одна на полстакана воды), утром будешь в норме. Болеть нельзя.
При этом у работодателей проблема: сложно найти специалистов, ибо цену все знают не только диплому, но и качеству знаний. Да и в университетах программа от жизни сильно отличается. Лично я смысла в нынешнем вузовском образовании вообще не вижу, кроме как в получении "корочки", дающей право на трудоустройство. Все равно на собеседовании работодатель (вполне логично!) смотрит на кейсы в портфолио и компетенции, а вовсе не на оценки в дипломе
На самом деле надо сокращать гуманитарные факультеты и принимать абитуриентов в ограниченном количестве. А то экономистов и юристов полстраны. И проблему надо разбирать и рассматривать с гендерной стороны, т.к они совершенно разные.
А в проф.улчилища не популярны из-за призыва в армию. Выпусник не может реализоваться как специалист и его тут же забирают в армию. Поэтому можно им давать отсрочку, например до 23-24 лет и армия получит квалифицированных военных.
Технические вузы на экономистах и юристах зарабатывают, выпуская их в больших количествах. Это же очевидно. Надо детям объяснять ценности других профессий.
с количеством нужных специалистов и открытых вакансий, я думаю, никто никогда угадать не сможет. Тут важнее другое - учить молодежь гибкости, давать им хорошее базовое обучение с хорошей практикой. Скажем, не медсестру, повара,библиотекаря, учителя начальных классов готовить по отдельности, а всех в одном учреждении. А уж потом они смогут специализироваться.

Но есть еще и такой вопрос - подготовка будущей культурной элиты, в частности поэтов, театральных и кинорежисссеров.

Вообще из поэтов получаются лучшие журналисты, я бы мог длинный список тут привести. Нужна учить своих поэтов и переводчиков в БГУ, да и в Литинститут новую группу послать не мешало бы. Этому вопросу тоже надо уделять внимание.
Айдар а сколько дали знаменитых артистов поэтов и журналистов технические вузы так это ни одному гуманитарному институту не снилось.
И всё же по моему мнению, государству нельзя бездумно вкладывать в специалистов.
Тот же педуниверситет, педучилища, несмотря на низкую потребность, продолжают за бюджетные деньги выпускать год за годом массу педагогов, которым потом негде работать.

Всё же, не лучше ли будет и для государства, и для выпускника, если государство дав образование за бюджетные средства, будет обязывать выпускника "отработать" 3-5 лет на госпредприятиях и учреждениях?

Плюсы есть: несмотря на относительно низкую з/п, выпускник получает гарантированное трудоустройсто, и, что не маловажно, опыт.
Государство же в свою очередь еще сможет и кадровым отбором заниматься: приметили перспективного - и вперёд.

А если еще в госпредприятиях и с общежитиями дело решить на период работы молодёжи, то на стадии становления спеца, еще хоть ненадолго решится и жилищный вопрос.
Пединституты и педучилища как раз выпускают самую востребованную специальность другая проблема что выпускники не хотят работать по специальности и те же сельские школы не укомплектованы
... работодателя, для того, что бы он был заинтересован в привлечении и воспитании молодых специалистов, в том числе в несении части затрат по их подготовке, нужно стимулировать... самым эффективным стимулом является налоговый рычаг, а что и как это дело техники... а пока, мне как работодателю проще опытного специалиста на работу взять, чем за молодежью с веником и совком бегать...

Талантливой молодежи- социальные лифты

1. Создание "Центров отработки" или "Департаментов отработки знаний" на госпредприятиях и в других структурах, где возможно с эконом. точки зрения. Опять же, работа должна быть осмысленной. Работать нужно ради опыта, деньги для молодых, но умных- второстепенно. Зато у вас будет шанс запрыгнуть в социальный лифт ;)
2. Подтверждение диплома. Оно уже реализуется в комм. предприятиях и крупных структурах в той или иной форме (собеседование, тестовые задания) Если у ребят нет диплома- не проблема, тоже на равных подтверждают квалификацию.

P.S. комментирующим, и молодежи в целом.
Не ищите выгоды от предоставления своих знаний, предложений, советов. Предложения, идеи на самом деле мало чего стоят без организационной составляющей. Предложения без аналитической подготовки труднореализуемы. Огромная, кропотливая работа ложится на плечи тех, кто будет осуществлять идеи на практике. Это следует учитывать. Стать полезным обществу,- это большой плюс для развития личности. Не продавайте, не выменивайте знания, делитесь ими. От вас не убудет, поверьте. А то, знаете, у нас повелось, кто-то что-то знает, ищет встречи, ну зачем? )

С Уважением, грм


Edited at 2012-10-28 11:50 (UTC)
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>